ПОЗВОНИТЬ! ЕКАТЕРИНБУРГ +79086357975 КАЛИНИНГРАД +79114609970

Юридические аспекты работы визажиста в России

 Интернет дал нам доступ к огромному количеству фотографий, однако многие злоупотребляют этими возможностями, забывая об авторских правах и законах. О том, что допустимо в сети, а что уже наказуемо, мы решили узнать у известного бизнес-тренера, члена Гильдии Маркетологов России, автора курса «Юридические аспекты в работе визажиста» Евгения Продажного.

 

 В последнее время многие мастера сталкиваются с тем, что их работы без разрешения используют другие визажисты "для примера", рекламируя свои услуги в интернете. Существует ли закон, запрещающий это?

 

 Существует несколько таких законов: статья 1229 Гражданского Кодекса РФ гласит, что отсутствие запрета не считается согласием. Многие считают – если фотография находится в интернете, значит, автор разрешил ее использовать. Это неверно, он разрешил на нее смотреть, но не использовать в коммерческих целях. Если контент используется в некоммерческих целях, то необходимо обязательно подписывать, кто является его автором, т.к. авторство неотчуждаемо.  Удовлетворить исковое заявление суд в этом случае вряд ли сможет, потому что ответчик не пытается заработать, у него нет выгоды. Если же речь идет, к примеру, о том, что человек рекламирует свои услуги с помощью вашей фотографии, то тут можно смело ссылаться на несколько статей: выше упомянутая 1229 более подробно звучит так: другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Также, использование  ваших фотографий специалистами низкого уровня можно трактовать как порчу вашей репутации. Здесь пригодится статья 1266 ГК РФ - извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащее честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации. Небольшое резюме: использовать фотографии из общедоступных источников в коммерческих целях без согласия автора запрещено.

 

 

В каких случаях возможно привлечь к ответственности нарушителей, и какое наказание они могут понести?

 

 Давайте разделим понятия: есть авторское право и право на использование.  В соответствии со статьей 1301 ГК РФ, в случае нарушения исключительного права на произведение мы можем потребовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. В суде нужно доказывать сумму требований, например, для печатного издания это двойная стоимость печати тиража. Если это сайт, нужно смотреть статистику посещения, узнавать монетизацию и тому подобное, сделать это непросто, поэтому сумма требований в этом случае, условно говоря, берется из воздуха. Это неверно, и, как правило, такие иски не удовлетворяются.

 


 Насколько сложно в России отстоять свои права на интеллектуальную собственность? Много ли вам известно случаев, когда визажистам это удавалось? 

 

 На сегодняшний день в нашей стране действует беспрецедентное право, это означает, что каждый случай рассматривается индивидуально, в отличие, например, от США. Поэтому трудно быстро найти информацию о количестве исков, которые были поданы по защите авторских прав. Я лично знаю, что таких дел было несколько сотен и сам неоднократно подавал подобные иски и все выиграл (мировое соглашение тоже считаю победой). Но здесь нужно очень четко понимать, что речь идет не о профессии или деятельности, а о конечном результате этой деятельности. То есть, мы защищаем права на произведение, в данном случае – фотографию, автором которого является тот, кто его создал, то есть фотограф. Если визажист сделал работу и сфотографировал ее, автором считается он, но уже не как визажист, а как фотограф. В этом случае он приобретает все права на использование фотографии в любых целях, при условии, что у него есть разрешение модели. Поскольку модель является центральным объектом произведения, желательно подписывать с ней/с ним релиз, то есть подтверждение, что этот человек разрешает использовать изображение в любых целях, если речь идет о творческой, безвозмездной работе. В случае, когда модель получает гонорар за участие в съемке, никаких претензий она предъявить не может. Единственный случай, когда визажист может защищать права на использование фотографий, если у творческого коллектива подписан договор о смежных авторских правах. В этом случае все имеют право защищать права на использование произведения. Еще один важный момент – придумав необычную идею для макияжа, визажисты часто считают, что теперь никто не может делать такие же рисунки на других лицах. Статья 1259 ГК РФ очень четко определяет, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач. Также визажистам не запрещается подписывать фотографии со своим макияжем, даже если на них уже стоит копирайт фотографа.

 

 

 Какие действия должен предпринять визажист, увидевший, что его работы используются без разрешения?

 

 Если вы увидели, что кто-то без спроса разместил фото с вашими работами у себя на странице и использует их в некоммерческих целях, например, девочки делятся картинками в соцсетях с комментариями: "Очень классный макияж, хотела бы сделать себе такой", то можете попросить их подписать имя фотографа, подписывать автора макияжа никто не обязан. Если вы сами сфотографировали модель, то имеет полное право требовать, чтобы подписали вас. Также в обоих случаях можно попросить, чтобы фотографии были удалены, это всё, что в ваших силах. Если фото используется в коммерческих целях, вежливо попросите заплатить за использование фото (обычно речь идёт о 500 руб. – стоимость стоковой фото) или попросите удалить. Желательно это сделать в письменном/электронном виде или сделать запись телефонного разговора. В случае отказа подавайте исковое заявление в суд, госпошлина за это не взимается. Будьте готовы собирать большое количество документов в подтверждение своего заявления и требований. Это не сложно, но нужно много времени.

 

 

 Расскажите о своих тренингах для визажистов.


 У меня есть два основных курса. Первый - привлечение, работа, удержание и возвращение клиентов. Как общаться, что делать, как выглядеть, как легко зарабатывать, быстро находить клиентов, как правильно с ними работать, поднимать цены. Информация с очень простой подачей, адаптированной для девушек визажистов. Второй курс посвящён защите авторских прав. Он довольно короткий, длится всего 4 часа. В нем я рассказываю, как грамотно использовать фотографии - есть несколько способов, при которых можно воспользоваться чужими изображениями, а их авторы никаких претензий по законодательству предъявить не смогут. 

 Более подробную информацию можно найти на сайте prodamvasdorogo.ru

 

 

Интервью для журнала. Текст предоставлен журналом CHERRY cherrymagazine.ru